Главная > Наши статьи

Наши статьи



Потребительский экстремизм: что это и как с ним бороться


Каждый из нас знает поговорку: «клиент всегда прав», но так ли это на самом деле?

Закон РФ «О защите прав потребителей», действительно, стал надежным подспорьем для потребителей до такой степени, что некоторые потребители стали использовать его против добросовестных продавцов, стремясь не только защитить свои права, но и получить дополнительную выгоду и доход.

Получается, самим предпринимателям требуется защита от потребителей.

Вместе с тем, открыв Закон РФ «О защите прав потребителей» Вы практически не увидите ни одного пункта, который бы регламентировал права продавца.

Чем в настоящее время активно и пользуются недобросовестные потребители, и так называемый потребительский экстремизм в нашей стране стал развиваться стремительными темпами и с каждым годом становится все изощреннее.

Тяжелее всего приходится малому бизнесу, а именно рядовым индивидуальным предпринимателям, которым, как правило, не до составления договоров, их интересует скорейшая продажа своих товаров.

Так, например, потребители действуют по всем известной схеме: сначала они пользуются товаром в течение всего срока, потом уже пытаются его поменять, иногда еще и с доплатой.

Так, «потребительский экстремизм» можно охарактеризовать следующим образом – это умышленные действия потребителей, осуществляемые с намерением причинить вред добросовестным продавцам.

Первой проблемой, с которой сталкивается продавец, является возложение на него обязанности доказывания. Т.е. в суде потребитель фактически ничего не должен доказывать, напротив, продавец должен предоставить подтверждение отсутствия нарушений.

Особого внимания заслуживает вопрос о компенсации в пользу потребителей морального вреда.

Для решения судом вопроса о компенсации морального вреда в пользу потребителя необходимо установить лишь факт нарушения прав потребителя.

В настоящее время существуют следующие методы борьбы с «потребительским экстремизмом»:

1.      Грамотная предпродажная подготовка товара, а именно, необходимо, чтобы в штате имелись грамотные квалифицированные специалисты, которые своевременно доведут до потребителей необходимую и достоверную информацию о товаре.

2.      Разработка грамотного типового договора с потребителями.

3.      Четкая регламентация действий сотрудников по работе с потребителями.

4.      Максимальная фиксация действий потребителей и сотрудников.

 

Таким образом, эффективность Закона РФ «О защите прав потребителей» привела к тому, что появилась отдельная категория потребителей, которые, пользуясь «смягчающими» положениями указанного закона, надеясь на сочувствие судьи «несчастному» потребителю, используют положения указанного закона в корыстных целях.

Тем более, что при обращении в суд истцам-потребителям закон позволяет не платить госпошлину, в отличие от продавцов.

В настоящее время для борьбы с так называемым потребительским «экстремизмом» предлагается ввести в Закон РФ «О защите прав потребителей» понятие «злоупотребление правами потребителей», которое позволит суду дать квалифицированную оценку соответствующему поведению потребителей, а также закрепить право суда уменьшать размер штрафа в пользу потребителя.

Кроме того, в законе не предусмотрено никакой правовой нормы, предусматривающей ответственность за предъявление необоснованных претензий потребителей.

Таким образом, представляется, что самыми действенными способами борьбы с потребительским экстремизмом будет являться разработка грамотных типовых договоров с потребителями, подбор квалифицированных сотрудников для полного доведения информации до потребителей, а если дело уже дошло до споров, то необходима грамотно выработанная юридическая линия защиты от необоснованных претензий и исков потребителей.

Если и Вас коснулась данная проблема, то специалисты нашего Центра помогут Вам найти грамотный выход для защиты Ваших интересов от необоснованных претензий потребителей!