Главная > Наши статьи

Наши статьи



Порядок урегулирования споров ОСАГО


В соответствии с ГК России вред, который был причинен гражданину или его имуществу, должен быть в полном объеме возмещен виновным лицом. По ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств» компенсация производится в пределах сумм, установленных данным нормативным актом. В настоящее время порядок возмещения такого ущерба регулируется и подробно разъясняется в Положении ЦБ РФ под номером 431 от 19.09.2014 «О правилах ОСАГО».

Согласно действующим правилам потерпевший должен, в первую очередь, обратиться за получением положенных выплат к своему страховщику. Для этого составляется и передается заявление о возмещении убытков с приложением всех документов, относящихся к делу и предусмотренных нормами профильного законодательства.

Нередки случаи, когда требования застрахованного лица о компенсации понесенных убытков не удовлетворяются либо выплаченная сумма оказывается меньше ожидаемой. Это может быть вызвано как разногласиями в оценке ущерба, так и преднамеренным обманом клиента. Но каковы бы ни были причины спора, его следует урегулировать в строгом соответствии с правилами, принятыми в данной сфере.

В статье 16.1 ФЗ «Об ОСАГО» указывается, что потерпевшее лицо, не согласное с размером компенсации либо столкнувшееся с другой формой ненадлежащего выполнения страховщиком своих обязательств (отказа в исполнении), обязано предпринять меры досудебного урегулирования и только при их отрицательном результате подать иск в третейскую инстанцию. 21 июля 2014 года законом № 223-ФЗ в указанную статью были внесены поправки, которые ограничивают ее действие периодом с 1 сентября 2014 года по 30 июня 2015 года. Таким образом, все ДТП, произошедшие в данный промежуток времени и приведшие к спору со страховщиком, должны сопровождаться процедурой подачи претензии.

Правила оформления такого документа предусматривают:

  • указание полных персональных данных заявителя, включая ФИО, банковские реквизиты, адрес проживания, личную подпись;
  • перечисление конкретных требований с описанием обстоятельств, которые побудили к составлению претензии. Здесь также следует добавить ссылки на нормативные акты, регламентирующие решение именно данного вопроса;
  • обоснование своей позиции с приложением справок и иных бумаг, доказывающих ее правомерность. Как правило, предоставляются заверенные копии либо оригиналы паспорта, свидетельства о праве собственности на поврежденное имущество (автомобиль) или соответствующий документ на право получения страховой выплаты за имущество другого лица, справка о ДТП, полис ОСАГО и некоторые другие бумаги.

В течение последующих 5 календарных дней (не считая праздничные и нерабочие) с момента получения претензии страховщик должен удовлетворить выдвинутые требования либо выслать отказ с указанием мотивов такого решения.

Если по истечении данного срока к компромиссу прийти не удается, то остается только один выход – обращение в суд. Практика показывает, что такой исход не выгоден ни ответчику, ни истцу, так как он увеличивает финансовые издержки, затраты сил и времени на урегулирование спора. Последние изменения в законодательстве и постановления, вынесенные Верховным судом РФ, призваны максимально повысить значение досудебных мер при решении подобных конфликтов.